История № 2. Как менеджеры и агенты крадут ваши деньги
Рубрика: Заметки ревизора
Недавно я начала цикл статей под кодовым названием «Как работник нарушает права работодателей». Все мы давно привыкли, что работодатели, пользуясь юридической безграмотностью работников и экономическим превосходством, лихо обманывают работников: заставляют задерживаться на работе, не платят зарплату, не отпускают в отпуск. Список можно продолжать.
Но у любой медали существует и обратная сторона. Очень часто жертвами становятся сами работодатели, и в практике я очень часто встречаю подобные истории. А объединяет их халатность предпринимателя и неумение/незнание того, как правильно оформлять кадровые документы.
Начнем.
Эта история произошла в рекламной фирме. На вакансию менеджер по рекламе откликнулся интересный молодой человек. Как часто бывает, после успешного собеседования работнику предложили испытательный срок в виде стажировки. Если кто не знает, то «стажировки» без документального оформления в Казахстане по трудовому законодательству не существует. То есть «стажировка» вне закона!
Продолжим. Сей замечательный работник сразу был допущен к клиентам фирмы. Звонил, предлагал разместить рекламу, выезжал к клиентам в офис на презентацию возможностей рекламной компании, заключал договоры на размещение рекламы и, конечно, получал от клиентов деньги. И вот как-то раз менеджер не донес до кассы работодателя сумму в размере 150 000 тенге.
Сумма вроде и небольшая, но это кража, совершенная на рабочем месте, это ущерб репутации фирмы-работодателя. Покажу вам еще пару примеров, чтобы вы поняли, что случай далеко не единичный:
Ситуация (орфография сохранена): Примерно пару месяцев назад в офис по изготовлению визиток пришел клиент.
Получил заказа (доказательства есть), заплатил менеджеру.
Менеджер деньги до кассы не донес (менеджер непосредственно работает с кассовым аппаратом).
Есть объяснительная с признанием менеджера в хищении («взял деньги, чтобы отдать кредит, обязуюсь вернуть как только смогу»).
Договор о материальной ответственности с менеджером заключен.
Информация о том, был ли привлечен менеджер к дисциплинарной ответственности пока не располагаю ? .
Сейчас человек скрылся, не отвечает на звонки.
Ситуация (орфография сохранена): В апреле 2012 года девушка устроилась работать торговым представителем в фирму «ЕСК Компани». Алина Васильченко развозила по городским магазинам и в районы молоко в тетрапакетах, собирала деньги за товар и сдавала в кассу. В конце февраля выявили недосдачу на сумму 3 миллиона 754 тысячи тенге.
Проверили магазины, выснилось, что долгов за проданное молоко у них не было. Васильченко говорила, что некоторым магазинам давала товар под реализацию, однако директор фирмы пояснил, что с этими торговыми точками договор консигнации они не заключали.
Васильченко на суде сказала, что ей не верно вменили сумму ущерба, ее фактический долг перед работодателем 1 миллион тенге.
В ноябре 2013 года она дала деньги, полученные от продажи молока, знакомому в долг, однако последний их не вернул.
//hr.kazinvoice.kz/po-stopam-rabotnikov-prestypnikov/Когда мы начали разбираться в этом деле, выяснилось, что обе фирмы – и рекламная компания и ее клиент – нарушили все мыслимые и немыслимые требования закона:
- Менеджер по рекламе работал без оформления трудовых отношений. Что уже само по себе является нарушением трудового законодательства и влечет за собой штрафы в размере от 40 МРП (от 80 000 тенге).
- Естественно, договор материальной ответственности тоже заключен не был. А нет договора, нет и возможности доказать, что работник являлся материально-ответственным лицом.
- Бухгалтерия фирмы-работодателя халатно относилась к своим обязанностям. Точнее, экономил директор рекламной фирмы. Он несколько лет назад принял на работу толковую девочку. Девочка составляла медиа-план, работала с клиентами и сотрудниками как менеджер, и позже взяла на себя еще и участок бухгалтерии. Директор экономил на зарплате немалые деньги. Итогом такой экономии можно считать полный бардак в бухгалтерской и управленческой отчетности. Но дела у фирмы шли хорошо, клиенты шли косяком и о таких «мелочах» никто не задумывался.
- Менеджер-бухгалтер (наша девочка) взяла за правило облегчать себе работу там, где это возможно. Под прицел попал участок дебиторской задолженности. Схема была построена великолепно. По составленному медиа-плану девочка звонила в клиентские компании и уведомляла о сумме задолженности. И сообщала имя менеджера, который придет за деньгами. Дальше она отправляла менеджеров за задолженностью к клиенту без доверенности на получение денег. Что дает нам оформленная доверенность? Только тот факт, что компания-работодатель доверяет своему сотруднику получить деньги от своего дебитора.
- Бухгалтерия клиента не запросила от работника рекламной фирмы ни доверенности, ни приходно-кассового ордера, ни фискального чека. Очень часто бухгалтерия перестраховывается и требует взамен денег полностью оформленные кассовые документы: ПКО, фискальный чек, доверенность, тем самым защищая себя от неправомерных действий третьих лиц.
- Бухгалтерия клиента пошла дальше, менеджер, получивший деньги, не расписался ни в одном документе (например, РКО) и не оставил копию своего удостоверения личности. То есть посторонний человек по звонку пришел и получил деньги в размере 150 000 тенге. Бухгалтерия, халатно игнорируя Правила ведения бухгалтерского учета, ни моргнув, выдает из кассы деньги, не оформляя кассовые документы!
Дальше история разворачивается банально. Менеджер осознал, что раз за деньги он не расписался, то и доказать факт получения им денег довольно сложно, решил вообще ни копейки не возвращать. На работу он больше не выходил. Неплохая зарплата за несколько дней работы.
Работодатель даже не написал заявление в полицию. Трудовые документы не оформлены, поэтому работодатель не может заявить, что деньги украдены. Деньги украдены-то посторонним физическим лицом у фирмы-потребителя рекламных услуг.
Клиентская компания свою «миссию» по оплате рекламных услуг выполнила и на полном серьезе считала, что все претензии необходимо предъявлять менеджеру-вору. Сильно подозреваю, что бухгалтер клиентской стороны тоже была «недооформлена». Явно с ней не был заключен подробнейший договор о полной материальной ответственности с полным перечнем должностных обязанностей.
Что нужно было сделать предпринимателям, чтобы избежать таких неприятных ситуаций?
Всегда оформлять на работу работников по полной программе кадрового учета:
✔ Заключить трудовой договор;
✔ Заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности;
✔ Передать работнику товарно-материальные ценности и запасы по акту приема-передачи или в подотчет по разовому документу;
✔ Составить подробнейшую должностную инструкцию с полным перечнем обязанностей работника.
Правильно вести бухгалтерский и управленческий учет:
✔ Разработать бизнес-процесс «Получение денежных средств от клиентов за оказанные услуги», где подробно расписать что, как и кем должно выполняться;
✔ Минимизировать риски и соблазн работников и договориться с клиентами о безналичном варианте расчетов;
✔ Согласно медиа-плану на каждую сумму к получению от клиентов выписывать доверенность. Даже на 1 000 тенге;
✔ Составить письмо с уведомлением клиентов о порядке взаиморасчетов и отправить письмо клиентам по почте заказным письмом с уведомлением или прописать данные действия в договорах;
✔ Установить время для своих работников, в течение которого менеджер должен сдать полученные от клиентов деньги в кассу предприятия. Если работник задерживается, он должен отзвониться курирующему менеджеру и доложить о задержке. В случае несообщения менеджером причин задержки и фактической неявки на работу в течение 1 часа после условленного времени, работодатель оставляет за собой право обращаться в полицию с заявление о хищении денежных средств. Уголовное дело возбуждается, если украдено больше 1 000 тенге!
Своевременно отслеживать суммы полученных средств с данными журнала выданных доверенностей в бухгалтерской программе 1С.
Предпринимателю (собственнику бизнеса, директору) необходимо внедрить бизнес-процесс – Ревизионную проверку бухгалтерского учета.
Только при соблюдении подобных средств безопасности можно говорить о сохранности бизнеса и материальных ценностей работодателя. Продолжение следует.
С уважением Алексей Лебедь
Внутренний аудитор и ревизор
Профессиональный бухгалтер РК
Налоговый консультант 1-й категории
ТОО «Контрольно-аналитическая служба «РЕВИЗОР»
Ревизорские проверки малого и среднего бизнеса. Репетиция налоговой проверки.
39-32-02, 8 705 407 22 11
Электронная почта: kz782254@yandex.kz Скайп: aleksey_kaznano
Адрес: Республика Казахстан, 140000, г. Павлодар, ул. Желтоксан (бывшая ул. Володарского) 7, кв. 4